0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разработка месторождений полезных ископаемых открытым способом

Открытая разработка месторождений

Откры́тая разработка месторождений

Полезных ископаемых, открытые горные работы, добыча полезных ископаемых с земной поверхности (см. Карьер).

Наиболее древние открытые разработки камня относятся к 6-му тыс. до н. э. Полиметаллические руды для выплавки бронзы извлекались открытым способом в 4-м тыс. до н. э. в Индии, на Синайском полуострове, в районе Кавказа, в Северной Эфиопии и др. О. р. м. железных руд известна со 2-го тыс. до н. э. на Ближнем Востоке, в Индии и несколько позже в Южной Европе. В средние века в значительных масштабах осуществлялась О. р. м. руд цветных металлов в Испании (Рио-Тинто), мрамора в Италии, медных и желе руд на территории России (Урал). В 18 в. в России, вначале на Урале, а затем в Сибири, распространилась открытая разработка россыпных месторождений. В начале 20 в. в США и Германии в связи с развитием машинной техники стала бурно развиваться О. р. м. В дореволюционной России на Урале, в Кривом Роге, Сибири преобладали полумеханизированные открытые горные работы.

В СССР первые крупные карьеры по добыче угля, руд чёрных и цветных металлов, неметаллических руд были созданы в 1928—41. Важную роль О. р. м. сыграла в годы Великой Отечественной войны 1941—45, позволив обеспечить быстрый ввод в эксплуатацию предприятий и значительное увеличение производственных мощностей. Особенностью послевоенного периода является механизация всех производственных процессов, переход на более мощные машины и механизмы, унификация экскаваторного и транспортного оборудования. О. р. м. обеспечивает 60—65% мирового потребления рудного и нерудного сырья и 30—35% твёрдого топлива (1972). Это объясняется экономической эффективностью открытой разработки: например, стоимость открытой добычи угля в 2,5—3, а руды в 1,5—2 раза ниже, чем при подземной разработке месторождений, а производительность труда в 2—3 раза выше. При использовании мощного горного и транспортного оборудования, средств автоматизации и вычислительной техники открытыми работами осваиваются крупные месторождения с низким содержанием металла в руде и тем самым увеличиваются запасы дефицитных сырьевых ресурсов. По сравнению с подземной разработкой потери полезного ископаемого снижаются в 4—5 раз. В связи с этим генеральное направление развития горнодобывающей промышленности — рост добычи открытым способом (см. табл.).

Удельный вес открытой разработки месторождений полезных ископаемых в общей добыче в СССР (%)

О. р. м. в СССР позволяет создавать мощные комплексы по добыче, переработке и потреблению сырья, отличающиеся высокой концентрацией производства, развитой сетью транспортных коммуникаций, минимальным расстоянием перевозок сырья и низкими затратами на производство. Так, на базе месторождений Канско-Ачинского бассейна и на Экибастузском угольном месторождении создаются предприятия производств. мощностью 45—60 млн. m угля в год, в железорудной промышленности работают предприятия с добычей до 30 млн. т сырой руды в год, в промышленности строительных материалов работают предприятия с годовой добычей 30—35 млн. т асбестовой руды, строятся (1974) предприятия с годовой добычей 10—12 млн. т гранита для производства щебня.

Объём удаляемых в отвал вскрышных пород при О. р. м. обычно значительно превышает объём добываемого полезного ископаемого. Отношение этих объёмов характеризуется коэффициентом вскрыши, который иногда достигает 25, т. е. на 1 т полезного ископаемого приходится 25 т вскрышных пород. Рациональное планирование горных работ по периодам осуществляется по графикам режима горных работ и календарным планам. От формы и глубины залегания месторождения полезных ископаемых, количества вскрышных (пустых) пород, их физико-механических свойств зависят способы вскрытия (см. Вскрытие месторождения) и системы открытой разработки.

О. р. м. ведёт к изменению форм земной поверхности, агротехнических свойств земли и гидрогеологических режимов районов. В зависимости от ценности нарушенной земли производится её полная или частичная рекультивация.

О. р. м. включает этапы: подготовку поверхности, Осушение месторождений полезных ископаемых, горно-капитальные работы (рис. 1), вскрышные работы (удаление пустых пород, покрывающих или вмещающих полезное ископаемое) и добычные работы. Вскрышные и добычные работы включают процессы отбойки, выемки, транспортировки и разгрузки полезного ископаемого. Эти основные производств. процессы объединяются в единую технологию на базе комплексной механизации и автоматизации. К вспомогательным процессам при О. р. м. относятся зачистка уступов, ремонт и строительство дорог (автомобильных, железных), водоотлив и др. Отбойка состоит в отделении горной массы от массива с одновременным её дроблением с помощью буровзрывных работ (см. Бурение, Взрывные работы). Выемка-погрузка производится, как правило, Экскаваторами и погрузчиками. Горную массу перемещают из забоя средствами карьерного транспорта (См. Карьерный транспорт). Массив, сложенный некрепкими горными породами, не требует предварительного рыхления; в этом случае отбойка и погрузка составляют единый процесс, осуществляемый экскаваторами, скреперами, погрузчиками, бульдозерами или др. механическими средствами либо с помощью гидромеханизации (См. Гидромеханизация). При разработке россыпей успешно применяются драги (См. Драга). Полезные ископаемые транспортируются на склады или места их переработки, пустая порода – в отвалы.

Различают цикличную, циклично-поточную и поточную технологию О. р. м. При цикличной технологии процессы выемки и транспортирования прерываются технологическими паузами. При циклично-поточной технологии (рис. 2) выемка осуществляется машинами цикличного действия (одноковшовыми экскаваторами или погрузчиками), а перемещение — ленточными конвейерами или сочетанием конвейерного транспорта с автомобильным (иногда с применением самоходных дробильных агрегатов или полустационарных и стационарных дробильных, дробильно-сортировочных или сортировочных установок) или ж.-д. транспортом. При поточной технологии процессы отбойки, выемки, транспортировки, разгрузки выполняются механизмами непрерывного действия (например, многочерпаковыми экскаваторами, ленточными конвейерами или гидромеханизацией). Для цикличной и циклично-поточной технологии разработаны и созданы системы автоматизированного управления отдельными процессами, информация о протекании которых обрабатывается с помощью средств вычислительной техники. Для поточной технологии, и прежде всего техники непрерывного действия, существуют автоматизированные системы управления производством. Техника непрерывного действия в СССР создаётся на базе комплексов оборудования с роторными экскаваторами и теоретической производительностью 630, 1250, 1500, 2500, 5000, 10000, 12500 м 3 /ч. Наиболее освоенный вид техники непрерывного действия — роторные экскаваторы с нормальным усилием резания. Совершенствование поточных схем горных работ связано с применением полустационарных и самоходных дробильных и дробильно-грохотильных агрегатов производительностью до 2000 т/ч, а также надёжных конвейеров с лентами, способными перемещать крупнокусковой абразивный материал.

Читать еще:  Самые полезные алкогольные напитки

Выбор рациональных параметров О. р. м. и оборудования производится с учётом климатических особенностей, района разработки, свойств горных пород, запасов полезного ископаемого, формы месторождения и др., а также требований, предъявляемых к качеству готовой продукции.

Порядок открытых горных работ, обеспечивающих экономичную и безопасную эксплуатацию месторождения, называется системой разработки (рис. 3). Существует нескольких систем О. р. м. Наибольшее распространение в СССР получила классификация систем О. р. м. Н. В. Мельникова (1950), которая основана на способе перемещения пустых пород вскрыши в отвалы и типе применяемого оборудования и состоит из 5 групп. Бестранспортные, при которых вскрышные породы перемещаются из забоя в выработанное пространство вскрышным экскаватором. Транспортно-отвальные, характеризуемые перемещением вскрышных пород в отвалы транспортно-отвальными мостами или отвалообразователями. Погрузка породы на ленточные конвейеры транспортно-отвальных мостов и консольных отвалообразователей осуществляется обычно многочерпаковыми, а иногда одноковшовыми экскаваторами. Транспортные системы, при которых перемещение пород во внутренние (расположенные в выработанном пространстве) или внешние (расположенные за границами карьера) отвалы производится железнодорожным, автомобильным, конвейерным, скиповым и комбинированным транспортом. Специальные системы, при которых вскрышные породы удаляются кабельными экскаваторами, бульдозерами, колёсными скреперами или средствами гидромеханизации. Комбинированные системы, при которых вскрышные породы верхней зоны месторождения средствами транспорта вывозятся на внешние или внутренние отвалы; породы нижней зоны перемещаются во внутренние отвалы экскаваторами, транспортно-отвальными мостами или отвалообразователями.

Большие объёмы вскрышных работ и сложные условия разработки на карьерах предопределили преобладающее применение транспортных систем разработки, которые в СССР будут занимать доминирующее положение на открытых работах всех отраслей горной промышленности. При разработке пластовых месторождений угля, марганцевых руд и горно-химического сырья успешно применяются высокоэффективные бестранспортные и транспортно-отвальные системы разработки.

Известны также классификации систем О. р. м. Е. Ф. Шешко (1950), В. В. Ржевского (1963) и др.

Совершенствование О. р. м. осуществляется с помощью комплексной механизации и оптимизации параметров горных работ и оборудования, разработки и внедрения новых рациональных технологических схем, преимущественного использования взрывчатых веществ простейшего состава, применения техники непрерывного действия, увеличения области применения бестранспортных систем разработки и циклично-поточной технологии на базе основного карьерного и специально создаваемого оборудования, применения оптимальных схем комбинированного транспорта.

Перспективы разработки углей открытым способом в СССР базируются на месторождениях, расположенных в восточных районах страны (главным образом Канско-Ачинский, Кузнецкий и Экибастузский бассейны), где сосредоточено около 98% геологических запасов угля, пригодного для открытой разработки. Добыча железной руды открытым способом концентрируется на месторождениях Украины (Криворожский бассейн), Центра (Курская магнитная аномалия), Казахстана (Соколовско-Сарбайское, Качарское, Лисаковское, Аятское месторождения) и Урала. Добыча руд цветных металлов открытым способом преимущественно осуществляется в Сибири и Казахстане.

За рубежом при помощи О. р. м. добывается примерно 30% угля, около 75% железных руд, до 80% руд цветных металлов, свыше 90% неметаллических полезных ископаемых (асбест, графит, каолин, слюда, тальк), почти 100% нерудных строительных материалов. Наибольшее количество О. р. м. имеется в США; открытым способом ведётся добыча полезных ископаемых также в Австралии, странах Южной Америки (Бразилия, Венесуэла и др.), Канаде, Китае, Европе (ГДР, ФРГ, ПНР, ЧССР).

При добыче руд наибольшее распространение имеет транспортная система, применяющая транспортные средства большой грузоподъёмности (например, автосамосвалы с ёмкостью кузова свыше 100 м 3 ) и экскаваторы с большими параметрами (ёмкость ковша мехлопаты до 20 м 3 ). При добыче угля в США распространена бестранспортная система разработки с экскаваторами больших параметров (вскрышные мехлопаты с ковшом ёмкостью до 150 м 3 и драглайны — до 160 м 3 ), в ГДР и ФРГ — мощные транспортно-отвальные комплексы (см. Транспортно-отвальный мост). При добыче нерудных строительных материалов используется циклично-поточная технология, при которой в карьере располагаются стационарные или самоходные дробильно-сортировочные установки.

Лит.: Виницкий К. Е., Параметры систем открытой разработки месторождений, М., 1966; Ржевский В. В., Технология и комплексная механизация открытых горных работ, М., 1968; Мельников Н. В., Краткий справочник по открытым горным работам, 2 изд., М., 1968; Развитие открытых горных работ в СССР, под ред. Н. В. Мельникова, М., 1968; Проектирование карьеров, М., 1969; Симкин Б. А., Технология и процессы открытых горных работ, М., 1970; Арсентьев А. И., Определение производительности и границ карьеров, 2 изд., М., 1970; Юматов Б. П., Бунин Ж. В., Строительство и реконструкция рудных карьеров, М., 1970; Вопросы выбора производственной мощности карьера, М., 1971; Будущее открытых горных разработок. [Сб. статей], М., 1972; Теория и практика открытых разработок, М., 1974; Surface mining, ed. Е. P. Pfleider, N. Y., 1968; Sinclair Y., Quarrying, opencast and alluvial mining, Amst., 1969; Opencast mining, quarrying and alluvial mining, L., 1965; Samujłł J. S., Roboty strzelnicze w górnictwe odkrywkowym, Katowice, 1968; Hawrylak H., Sobolski R. C., Maszyny podstawowe górnictwa odkrywkowego, Katowice, 1967; Wiśniewski S., Zasady projektowania i budowy kopalń odkrywkowych, Katowice, 1971; Memento des mines et carrieres, 14 ed., P., 1972; Poradnik górnictwa odkrywkowego, Katowice, 1968.

Читать еще:  Речные раки чем полезны

Н. В. Мельников, Б. А. Симкин.

Рис. 1. Вскрытие месторождения при открытой разработке: 1 — карьер; 2 — капитальная траншея; 3 — разрезная траншея; 4 — наклонная выработка для транспортировки полезного ископаемого; 5 — отвал пустых пород.

Рис. 2. Циклично-поточная технология открытой разработки месторождений: 1 — буровой станок; 2 — экскаватор; 3 — автосамосвал; 4 — бункер; 5 — грохот; 6 — дробилка; 7 — ленточный конвейер; 8 — перегружатель.

Рис. 3. Системы открытой разработки: а — бестранспортная; б — транспортно-отвальная; в — транспортная (наклонные пласты); г — транспортная (крутые пласты). Стрелками показано направление развития горных работ.

Технология разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом. Тема — «Общие технологические понятия».

Разработка месторождений полезных ископаемых открытым способом.

Общие технологические понятия.

1. Перечислите параметры уступа.

верхняя и нижняя бровка

верхняя и нижняя бровка

угол откоса уступа

угол откоса уступа

ширина раб. площадки

верхняя и нижняя бровка

угол откоса уступа

2. Породы какого бока отрабатываются при разработке пологих залежей?

А. Только висячего бока .

Б. Только лежачего бока.

В. Висячего и лежачего бока.

3. Чем определяется угол откоса рабочего уступа?

Г. Берётся из таблицы.

Д. Физико-механическими свойствами породы .

4. Чему равна высота уступа (Ну) по мягким породам?

Б. Не более 10 метров.

В. Больше, либо равна высоте черпания(Нч) экскаватора.

Г. Меньше, либо равна высоте черпания(Нч) экскаватора.

Д. Не менее 10 метров.

5. Чему равна высота уступа(Ну) по скальным породам?

А. Меньше, либо равна высоте черпания(Нч) экскаватора

Б. Больше, либо равна высоте черпания(Нч) экскаватора.

В. Больше, либо равна 1,5 высоты черпания(Нч) экскаватора.

Г. Равна 1,5-1,7 высоты черпания(Нч) экскаватора.

Д. Меньше, либо равна 1,5 высоты черпания(Нч) экскаватора.

А. Реальное чувство.

Б. Повтор чего угодно.

В. Радиус черпания на уровне установки.

7. Возможно ли расположение внутреннего отвала при разработке месторождения с наклонным падением залежи?

8. Чему равна ширина экскаваторной заходки в целике?

Г. Не более 2 R чу

9. От чего зависит ширина бермы безопасности?

А. От высоты уступа.

Б. От физико-механических свойств горной породы.

В. От массы горно-транспортного оборудования.

Г. От всего вышеперечисленного.

10. В чём измеряется коэффициент вскрыши (Кв) ?

Б. В квадратных метрах.

В. В кубических метрах.

Д. Всеми вышеперечисленными способами.

Е. Ни одним из вышеперечисленных способов.

11. Наименьшие объёмы горно-строительных работ обеспечиваются при использовании:

А. продольной однобортной системы разработки.

Б. продольной двубортной системы разработки.

В. поперечной однобортной системы разработки.

Г. поперечной двубортной системы разработки.

12. Возможно ли расположение внутреннего отвала при разработке месторождения с крутым падением залежи?

13. Какой угол падения имеет наклонная залежь?

А. От 0 до 5 градусов.

Б. От 6 до 14 градусов.

В. От 15 до 45 градусов.

Г. От 46 до 90 градусов.

Д. Все вышеперечисленные.

14. Породы какого бока отрабатываются при разработке наклонных залежей?

А. Только висячего бока.

Б. Только лежачего бока.

В. Висячего и лежачего бока.

15 . Перечислите по порядку основные производственные процессы горных работ .

подготовка горных пород

подготовка горных пород

подготовка горных пород

выемка и погрузка

выемка и погрузка

подготовка горных пород

выемка и погрузка

выемка и погрузка

подготовка горных пород

16. Что такое коэффициент вскрыши?

А. Количество полезного ископаемого, приходящегося на единицу породы.

Б. Количество породы, приходящееся на единицу полезного ископаемого.

В. Количество породы, содержащееся в полезном ископаемом.

17. Земельный отвод это поверхность карьерного поля.

18. Месторождение, или его часть, ограниченное по длине, ширине и глубине называют:

А. горным отводом.

Б. земельным отводом.

В. карьерным полем.

19. Чему равна берма безопасности?

А. Высоте уступа.

Б. Половине высоты уступа.

В. Третьей части высоты уступа.

Г. Четверти высоты уступа.

20. От чего зависит ширина транспортной полосы?

А. От емкости ковша применяемого экскаватора.

Б. От радиуса разворота транспортного средства.

В. От качества дорожного покрытия.

Г. От применяемого транспортного средства.

Д. От ширины экскаваторной заходки.

21. Ширина рабочей площадки уступа определяется:

А. физико-механическими свойствами пород.

Б. типом горного оборудования.

В. типом транспортного оборудования.

Г. всем вышеперечисленным.

22. Перечислите элементы рабочего уступа.

верхняя и нижняя бровка

угол откоса уступа

верхняя и нижняя бровка

угол откоса уступа

ширина транспортной площадки

23. Нерабочий уступ может включать следующий элемент:

Б. нижнюю и верхнюю бровки.

В. транспортную площадку.

Г. берму безопасности.

Ж. всё из вышеперечисленного .

24. Возможно ли размещение всей вскрыши в выработанном пространстве на почве пласта на залежи с углом падения 6-14 градусов?

25. Ширина транспортной площадки (вт) складывается из:

А. ширины кювета.

Б. транспортной полосы.

В. полосы безопасности.

Г. всего вышеперечисленного.

26. Породы какого бока отрабатываются при разработке крутых залежей?

А. Только висячего бока.

Б. Только лежачего бока.

В. Висячего и лежачего бока.

27. Какой угол падения имеет крутая залежь?

А. От 0 до 5 градусов.

Б. От 6 до 14 градусов.

В. От 15 до 45 градусов.

Г. От 46 до 90 градусов.

Д. Все вышеперечисленные

28. Слой массива ступенчатой формы, разрабатываемый самостоятельными средствами подготовки, выемки и перемещения называют:

Б. рабочий уступ.

В. рабочий горизонт.

Читать еще:  Чем полезна сперма для влагалища

29. Величина угла рабочего борта карьера колеблется в пределах:

А. от 5 до 15 градусов.

Б. от 10 до 20 градусов.

В. от 20 до 45 градусов.

Г. от 30 до 55 градусов.

Д. от 35 до 85 градусов.

30. Какой коэффициент показывает максимально допустимый объём вскрыши, который можно извлечь чтобы добыть 1 тонну полезного ископаемого исходя из экономичности открытого способа по отношению к подземному?

А. Контурный коэффициент вскрыши.

Б. Коэффициент извлечения полезного ископаемого.

В. Граничный коэффициент вскрыши.

Г. Слоевой коэффициент вскрыши.

31. Возможно ли расположение внутреннего отвала при разработке месторождения с пологим падением залежи?

32. Породы какого бока отрабатываются при разработке горизонтальных залежей?

А. Только висячего бока.

Б. Только лежачего бока.

В. Висячего и лежачего бока.

33. Сколько рабочих бортов имеет карьер, залежь которого имеет угол падения 50 градусов.

34. Сколько рабочих бортов имеет карьер, залежь которого имеет угол падения 40 градусов.

35. Средний геологический коэффициент вскрыши это:

А. Отношение всего объёма вскрыши в границах карьера к промышленным запасам полезного ископаемого в этих же границах.

Б. Отношение общего объёма пород карьера за вычетом объёма горностроительной вскрыши к запасам полезного ископаемого за вычетом объёма добычи, осуществляемой в процессе строительства карьера, если это необходимо.

В. Отношение объёма вскрышных пород, перемещённых в отвал за какой-то промежуток времени, к фактической добыче полезного ископаемого за этот же промежуток времени (сутки, месяц, год).

Г. Отношение всего объёма вскрыши, находящегося в границах карьера к геологическим запасам полезного ископаемого в этих же границах.

36. Возможно ли размещение всей вскрыши в выработанном пространстве на почве пласта на залежи с углом падения 0-5 градусов?

37. Поверхность карьерного поля это:

В. Карьерное поле

Г. Земельный отвод

38. Что является основным производственным процессом открытых горных работ?

А. Зачистка угольного пласта

Б. Осушение горного массива

В. Перевозка горной породы

Г. Перегон экскаватора

Д. Всё вышеперечисленное

39. От чего зависит ширина буровзрывной заходки?

А. От линии наименьшего сопротивления по подошве уступа

Разработка месторождений полезных ископаемых открытым способом

15. РАЗРАБОТКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ

В СССР взят курс на расширение открытого способа разработки месторождений полезных ископаемых как основного направления, обеспечивающего значительное улучшение технико-экономических показателей горнодобывающей промышленности.

На открытых горных разработках применяется более мощная горная техника, достигнуты лучшие технико-экономические показатели, созданы более благоприятные условия труда, чем при подземной разработке. Увеличение объема добычи полезных ископаемых открытым способом обеспечивает огромную экономию общественного труда и позволяет в короткие сроки получить максимальный эффект от средств, вкладываемых в горнодобывающую промышленность.

Учебные заведения нашей страны ежегодно выпускают около 1000 горных инженеров — специалистов по открытой разработке полезных ископаемых. Для них 11. И. Рогатиным написано хорошее учебное пособие (Введение в специальность. М., Изд-во МГУ, 1975), которым могут пользоваться все будущие горные инженеры. Поэтому в настоящей книге на вопросах разработки полезных ископаемых таким способом остановимся вкратце.

При небольшой глубине мощных залежей применяется открытый способ .разработки полезных ископаемых. Благодаря использованию экскаваторов, железнодорожного н автомобильного транспорта производительность труда по сравнению с подземной добычей увеличивается в 5—6 раз, а себестоимость угля снижается в 3—4 раза. В конце десятой пятилетки такая разработка получила в СССР широкий размах.

Горное предприятие, ведущее разработку руд и строительных материалов открытым способом, называют карьером, а добывающее уголь,— разрезом. Породы, покрывающие полезное ископаемое или расположенные в его боках, называют породами вскрыши.

При подготовке поверхности карьерного поля вырубают лес, корчуют пни, осушают болота и озера, отводят реки и ручьи за пределы карьерного поля. При необходимости переносят дороги, силовые линии, сносят здания и сооружения. Осушение месторождения осуществляется проведением дренажных канав, бурением водопонижающих скважин, глубинными насосами или путем проведения специальных дренажных подземных выработок: стволов, шурфов, штреков, в которых устанавливается мощное водоотливное оборудование.

При вскрытии месторождения проводят специальные вскрывающие выработки — капитальные траншеи, которыми подготавливают начальный фронт вскрышных и добычных работ.

Имеется ряд классификаций систем открытой разработки. По нашему мнению, более удобна классификация 11. В. Мельникова. Она основана на способах перемещения пород вскрыши, в которую входят бестранспортная, транспортно-отвальная, специальная, транспортная, комбинированная системы.

При бестранспортной системе разработки породы вскрыши перемещают во внутренние отвалы, т. е. на место уже вынутого пласта. Применяется при разработке горизонтальных или пологих пластов мощностью до 20—25 м. Это обусловлено параметрами драглайнов и механических лопат.

При транспортно-отвальной системе вышележащие породы перемещают во внутренние отвалы отвалооб-разователями (транспортно-отвальными мостами). Условия применения: пласты горизонтальные или пологие, породы вскрыши мягкие, рыхлые. Для перемещения используются многочерпаковые цепные или роторные экскаваторы, а также механические лопаты.

Специальная система разработки применяется на горизонтальных или пологих пластах при мягких и рыхлых породах вскрыши. Вскрышные и добычные работы ведутся экскаваторами и гидромеханизирован-ным способом.

Транспортная система разработки (в этом случае порода вскрыши вывозится на внешний отвал) применяется при любой форме залегания месторождения, различной мощности, изменяющихся углах падения, крепости полезного ископаемого и пород вскрыши. При комбинированной системе сочетаются перечисленные системы.

Как видим, открытый способ разработки месторождении весьма перспективен. Пути его развития: создание суперкарьеров производительностью 100—150 тыс. т в сутки; применение поточных линий на вскрыше и добыче; использование большегрузных автосамосвалов (грузоподъемностью 75—120 т); расширение области применения бестранспортной системы за счет использования на вскрышных работах мощных драглайнов; совершенствование буровзрывных работ.

Источники:

http://gufo.me/dict/bse/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9
http://infourok.ru/tehnologiya-razrabotki-mestorozhdeniy-poleznih-iskopaemih-otkritim-sposobom-tema-obschie-tehnologicheskie-ponyatiya-1488416.html
http://sinref.ru/000_uchebniki/01701gornoe_delo/018_vvedenie_v_spec_gornogo_injin_savenko/016.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector