50 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общественно полезный труд в старшей группе

Трудовые поручения в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Цель: совершенствовать умение самостоятельно поддерживать порядок в группе (уборка строительного материала, игрушек). Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

«Порядок в шкафу с игрушками»
Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

«Помогаем няне»
Цель: Учить убирать посуду со столов после еды, приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.

«Дежурство по столовой»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

«Дежурство по занятиям»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.

«Порядок в игрушках»
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага других.

«Дежурство в уголке природы»
Цель: совершенствовать умение самостоятельно ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю. Воспитывать чувство ответственности. Учить соблюдать правила безопасности и личной гигиены.

«Чистые поддоны для цветов»
Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться. Учить соблюдать правила безопасности и личной гигиены.

«Стираем салфетки»

Цель: учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

«Порядок в шкафу раздевальной комнаты» (вместе с помощником воспитателя)
Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

«Ремонт книг»
Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками. Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.

«Чистые стульчики»
Цель: учить детей поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

«Стирка кукольной одежды»
Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

«Мытье кукол»
Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

«В шкафу порядок»
Цель: Приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.

«Меняем полотенца»
Цель: Развивать желание трудиться, уметь предложить свою помощь.

«Помощь няне в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях»
Цель: Учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь няне и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.

«Расставим стулья в определенном порядке»
Цель: Продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно.

Читать еще:  Польза поста

«Уборка строительного материала»
Цель: Учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.

Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе.

Нина Гелингер
Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе.

Карточка № 1.

«Порядок в шкафу с игрушками и пособиями»

Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Карточка № 2.

Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 3.

Цель: Учить застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Карточка № 4.

«Дежурство по столовой»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного ; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 5.

«Дежурство по занятиям»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 6.

«Порядок в игрушках»

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 7.

Цель: учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда

(опрятность в процессе деятельности)

Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 8.

«Порядок в шкафу раздевальной комнаты (вместе с помощником воспитателя)»

Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 9.

Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками.

Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.

Карточка № 10.

Цель: учить детей помогать няни поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка № 11.

«Стирка кукольной одежды»

Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 12.

Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье расчёсок: полоскать замоченные расчёски, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.

Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Конспект по организации трудовой деятельности в подготовительной группе. «Все вместе наведем порядок в группе» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Сказка» Конспект по организации трудовой.

Конспект занятия уборка игрушек Тема: «Уборка игрушек» Цель: научить поддерживать порядок в группе. Задачи: – приучать детей убирать игрушки на место после игры, соблюдать.

Трудовая деятельность в старшей группе на занятиях

Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе — важный метод социализации, интеллектуального и морального развития дошкольников. Придерживаясь правил трудовой деятельности ребенка, подключая к ней родителей можно достичь максимальных результатов. Благодаря разнообразной систематической занятости, ребята готовятся к постижению профессий, учатся самостоятельности.

Читать еще:  Чем полезна свекла столовая

Как организовать трудовую деятельность в старшей группе

Согласно ФГОС, организовывая трудовую деятельность, воспитатель учитывает ее принципы:

  • регулярность;
  • участие всех детей;
  • посильность вклада детей;
  • недопустимость переутомления ребят;
  • увлекательность занятий;
  • ненавязчивый контроль.

Одежда куклы будет чистой

Нельзя допускать формирования негативного отношения ребенка к трудовым задачам.

Наблюдение и работа в уголке природы

Нужно воспитать любовь к осознанным регулярным наблюдениям за природой. Для этого ведут «Дневник живого уголка». В нем дежурные оставляют замечания об изменениях в растениях, о повадках животных. Иногда стоит всей группой анализировать заметки. Большую часть наблюдений и работы в уголке осуществляют перед завтраком и после сна.

Важно! Детям озвучивают правило: в дневнике можно писать только дежурным. Описываются лишь действия в уголке и изменения его жителей.

Труд в природе приносит удовольствие малышам, положительно влияет на их разностороннее развитие. В ходе работ формируется уважение, любовь к природной среде, умение проявлять о ней заботу. Укрепляется интерес к труду, ответственное и сознательное отношение к нему.

Живой уголок можно оформить креативно

Труд в природе (с домашними живыми существами и на улице) — важный образовательный метод. Он стимулирует интеллектуальное развитие, расширяет кругозор, развивает сенсорное восприятие мира. Работая в природной среде, дети познают свойства, состояния, характеристики объектов, учатся устанавливать и анализировать их.

Педагог учит отталкиваться от свойств природных объектов в ходе выполнения трудовых задач. Например, определяя потребность растения во влаге, ребенок учитывает состояние стебля, листьев: их плотность, упругость, цвет. У ребят формируются эталонные представления об особенностях объектов окружающей среды.

Дежурить в живом уголке ребята начинают в старшей группе. Это позволяет улучшать трудовые навыки, правильно социализировать, мотивировать ребенка.

Трудовые поручения

Привлекая ребят старших групп к трудовой деятельности, часто применяют поручения. Для их выполнения педагог предлагает группе детей выполнить задание. Навыки самоорганизации у этой возрастной категории еще недостаточно сформированы, поэтому воспитатель планирует труд детей вместе с ними. Оговаривают такие вопросы:

  • с чего нужно начать;
  • что нужно подготовить (инструменты и материалы);
  • как организовать труд, чтобы выполнить качественно;
  • как работать, чтобы не пачкаться и не мусорить;
  • распределение заданий между участниками.

Важно! Учитель не навязывает исполнителям способы выполнения задачи, не распределяет роли, а лишь помогает и подсказывает, контролирует.

Разновидностью коллективных поручений являются систематические дежурства в живом уголке. Они выполняются весь учебный год, вводятся в сентябре-октябре. Предварительно воспитатель беседует с учениками о видах растений из живого уголка, особенностях ухода, условиях их полноценного развития, повседневных задачах дежурных. На этапе формирования навыка ухода за живыми существами педагог назначает дежурных ежедневно. Их число определяется количеством объектов уголка.

Уход за домашними растениями в садике

Воспитатель и дежурные вместе распределяют обязанности группы. Контроль за работой, поддержка со стороны руководителя осуществляется ненавязчиво, доброжелательно, своевременно. В первые недели дежурств педагог участвует более активно в работе групп, а далее — по необходимости.

Уход за комнатными растениями включает их пересадку и размножение, которые проводятся весной. Готовятся к такому труду заранее. Дети и руководитель осматривают растения, отбирают нуждающихся в пересадке, подготавливают почву (песок, землю), подыскивают горшки необходимого размера, совки, раствор марганцовки, заточенные палочки. Основная часть работы выполняется преподавателем. Ребята занимаются очисткой почвы от мусора, камней, щепок. Желательно землю просеять.

Важно! Образовательная составляющая таких уроков — закрепление знаний о строении растений (цветок, лист, стебель, корень).

Метод художественного труда в старшей группе

Художественный труд — деятельность по удовлетворению эстетических потребностей ребенка. Он представляет собой изготовление изделий из природного сырья, ткани, картона, бумаги, дерева. Можно создавать аппликации, настольные игры, кукольный театр. Такой труд стимулирует фантазию, развивает креативность, улучшает мелкую моторику, воспитывает настойчивость, выдержку, умение доводить работу до конца. Результаты труда дети могут преподносить близким в виде подарков.

Цветы, сделанные маленькими ручками

Работа старшей группы на участке садика

Работая на участке, дети соблюдают гигиенические правила:

  • запрещен труд в жаркое время;
  • одежда — удобная, не мешает движениям;
  • поза во время работы — правильная, удобная, безопасная (рыхлят грунт в выпрямленном положении, ведра носят в 2 руках);
  • продолжительность труда — 20 — 35 мин. (включая перерыв на отдых);
  • периодически меняется характер труда, чтобы включать разные группы мышц;
  • инструменты должны соответствовать возможностям и росту ребят (например, у лейки 2 ручки: верхняя и боковая);
  • орудия работы — полностью исправны, безопасны, но не игрушечные;
  • педагог перед занятием проверяет инвентарь;
  • дети под присмотром воспитателя самостоятельно чистят, моют, ставят на место орудия (так воспитывается культура труда).
Читать еще:  Корица с молоком полезные свойства

Веселый труд на участке

В ходе занятий на участке сада ребенок узнает о жизни растений, условиях их выращивания, развивает трудовые навыки. Для этого воспитатель ставит конкретную цель, описывает необходимый результат, показывает приемы, сообщает информацию. Знания о растениях даются прямо во время труда.

Важно! Хозяйственно-бытовую занятость можно совмещать с экспериментальной. Например, ухаживая за земельным участком, дети с преподавателем изучают камни и другие материалы в грунте. Дети запоминают их свойства, проводят первые простые эксперименты.

Коллективный труд в старшей группе

Старшие дошкольники применяют опыт, полученный в младших группах (методика «работа рядом»). В ходе коллективного труда возникает чувство ответственности за выполненную деятельность, желание разделять обязанности для повышения эффективности. Чтобы труд был систематичным, целенаправленным, намечают план. Он должен включать разные виды коллективной работы:

  • Подкормка птиц (проводят зимой).
  • Уборка игрового центра.
  • Украшение помещений к праздникам.
  • Ремонт книг.
  • Мытье игрушек.

Коллективный труд — это нескучно

  • Уборка участка.
  • Посев семян на огороде, цветнике.
  • Прополка этих участков.
  • Уход за растениями, полив.
  • Сбор овощей, лекарственных растений, семян (осенью).
  • Забота о природном уголке.

Важно! Педагог побуждает учащихся помогать друг другу показом или советом, но не выполнять чужие задачи.

Организация труда (включая познавательные «трудовые» прогулки) состоит из 3 последовательных фаз:

  • распределение функций;
  • выполнение заданий;
  • систематизация (обсуждение, оценка, выводы).

Важно! Воспитатель подталкивает ребят к проявлениям ответственности, товарищества. Дети не только приобретают важные умения, но и осознают полезность собственной работы для окружающих. Это укрепляет их заинтересованность в труде.

Перспективное планирование. Картотека занятий по трудовой деятельности

Карточки и цели занятий по трудовой деятельности выглядят следующим образом:

  • Карточка 1 «Протирание листиков растений»

Цель: учить аккуратно работать с водой: надевать передник, засучивать рукава, не брызгать, не проливать воду; учить правильно работать с тряпкой: мочить, выжимать, ополаскивать при загрязнении; развивать трудолюбие, трудоспособность, аккуратность; воспитывать взаимоуважение во время совместной трудовой деятельности в старшей группе.

  • Карточка 2 «Дежурство после занятия»

Цель: учить самостоятельно старательно выполнять обязанности во время дежурства: раскладывать принесенные воспитателем материалы, очищать и ставить их на место после занятия; воспитывать уважение к труду, желание работать для блага коллектива.

  • Карточка 3 «Стирка салфеток»

Цель: вырабатывать навык намыливать материал, застирывать пятна, ополаскивать салфетку, отжимать до легкой влажности; формировать культуру аккуратного труда, личной гигиены; развивать умение замечать загрязнения, применять воду для их удаления; воспитывать способность трудиться коллективно, дружно.

  • Карточка 4 «Порядок на полках с игрушками»

Цели: самостоятельная уборка, протирание пыли; умение поддерживать порядок, не допускать хаотичного расположения предметов в шкафу; развитие способности замечать непорядок, трудолюбия; воспитание альтруизма, эстетического вкуса.

  • Карточка 5 «Дежурный по столовой»

Цель: уметь самостоятельно качественно выполнять обязанности: надевать форму дежурного, хорошо мыть руки; сервировать стол по выученным правилам, видеть неправильную сервировку и исправлять недочеты; убирать использованные приборы и посуду, протирать столы, подметать; развивать трудовые умения; воспитывать желание поддерживать чистоту для собственного комфорта и на благо коллектива, бережное отношение к предметам быта.

Сервировка стола в столовой

Анализ и самоанализ результатов хозяйственно-бытового труда в старшей группе

Учитель может проанализировать достижения детей в трудовом развитии за полгода. Педагог выявляет наиболее и наименее успешные виды деятельности ребенка, его активность, инициативность. Для этого можно применить таблицу «Диагностическая карта». Примерный вариант такой карты представлен ниже.

Важно! Карта фиксирует все разновидности трудовой деятельности учащихся в старших группах.

Источники:

https://ped-kopilka.ru/blogs/blog60781/kartoteka-trudovyh-poruchenii-v-starshei-grupe.html
https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-hozjaistveno-bytovoi-trud-v-starshei-grupe.html
https://vospitanie.guru/trudovoe/hozajstvenno-bytovoj-trud-v-starsej-gruppe

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]