Полезные ископаемые 3 класс конспект урока
Конспект урока по теме ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ(3 класс)
150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ
У р о к 50
полезные ископаемые
Цели: познакомить учащихся с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; показать их важную роль в экономике страны.
О б о р у д о в а н и е: коллекция полезных ископаемых.
I. Введение в тему урока.
К р о с с в о р д «Полезные ископаемые».
П о г о р и з о н т а л и:
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит.)
3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел.)
4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)
5. На кухне у мамы
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ.)
6. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте: что же это? (Нефть.)
8. Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда.)
П о в е р т и к а л и:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
2. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк.)
7. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф.)
9. Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь.)
Отгадки лучше демонстрировать, используя коллекцию минералов.
– Как назвать все эти отгадки? (Полезные ископаемые.)
– Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые».
II. Изучение нового материала.
– В мире существует множество полезных ископаемых.
– Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?
– А дерево – полезное ископаемое? Почему?
– Всегда ли полезные ископаемые «надо выкапывать» из земли?
– Назовите полезные ископаемые, которые лежат прямо у нас под ногами. (Глина, песок.)
– Как бы вы сформулировали понятие «полезные ископаемые»?
В ы в о д. Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве.
2. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а по учебнику (с. 48).
Практическую работу можно организовать в группах.
Изученные свойства учащиеся самостоятельно записывают в таблицу на доске.
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме “Полезные ископаемые”
Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Образовательная:
- Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
- Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
- Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающая задача:
- Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
- Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательная:
- Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
- Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
- Воспитывать толерантности.
Тип урока: предметный
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.
Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.
1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.
– Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
2 этап. Мотивация и целеполагание.
– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (слайд 4).
– Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?
(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)
– Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).
– Для чего нам необходимо это знать?
– Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).
3 этап. Планирования поиска способа решения.
-Вы посажены в группы по 5 человек.
– Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).
4 этап. Реализация плана.
– Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд6).
– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.
(“Полезные ископаемые” – природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).
– Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).
– Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.
Свойства полезных ископаемых.
Нефть (слайд9). Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).
Исследовать по плану (слайд11).
План изучения свойств каменного угля.
1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?
2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?
3. Проведите ногтем по породе.
- Если остался след – то порода мягкая;
- Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
- Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.
5. Где используют и на основании какого свойства?
– Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.
План изучения свойств гранита (слайд12).
1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?
2. Определите легче или тяжелее воды?
3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.
4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?
Вывод по таблице о граните.
– Давайте сравним по таблице уголь и гранит.
– Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.
– Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)
5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)
– Как вы думаете, кто такие геологи?
– Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.
У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.
Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).
Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.
Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.
Карьер – это открытый котлован.
Шахты – это глубокие колодцы.
(Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).
– Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).
Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?
Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).
6 этап. Бережное использование.
– Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
– Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
7 этап. Вывод (слайд 28,29).
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?
8 этап. Рефлексия (слайд 30).
– Какие задачи ставили в начале урока?
– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
-Что помогло нам в работе?
– Какие открытия для себя сделали?
9этап. Оценивание работы.
Оценка в группе.
1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)
– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.
– Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.
– Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.
Приложение к уроку. Конверты.
Задание группе 1.Каменный уголь.
Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.
Карьер – это открытый котлован.
Шахта – это глубокий колодец.
Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.
Задание группе 2.Нефть.
Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.
Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.
Задание группе 3. Железная руда.
С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.
Задание группе 4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.
Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.
Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.
Конспект урока + презентация по окружающему миру “Полезные ископаемые ” (3 класс, УМК “Школа России”)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Глина Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.
Применение Глина является основой гончарного , кирпичного производства.
Известняк Известня́к — осадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде .
Гранит Грани́т ( итал . granito , — зерно) —Состоит из кварца , калиевого полевого шпата и слюд. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре.
Эта гора железной руды будет использована в производстве стали .
Нефть Нефть ( греч. ναφθα — вспыхивать, воспламеняться) — горючая маслянистая жидкость , красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли ; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых
Загрузка нефти в танкер
Каменный уголь У́голь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений ( папоротников , хвощей и плаунов ). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.
Инструкция: 1. Название полезного ископаемого. 2. Твёрдое или жидкое ископаемое? 3. Прочное или хрупкое? 4. Определить цвет, прозрачность. 5. Где можно использовать, применить.
1.Какие из полезных ископаемых используют в строительстве? а) песок, глину б) гранит, торф в) уголь, соль 2. Какие из полезных ископаемых служат топливом? а) нефть, руда б) уголь, торф в) известняк, газ
3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок? а) гранит, песок б) уголь, руда в) нефть, газ 4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых? а) строители б) геологи в) шахтёры
5. Большинство полезных ископаемых: а) жидкие б) твердые в) газообразные 6. Нефть и газ добывают а) на суше б) на море в) и на суше, и на море
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Окружающий мир
Тема: «Полезные ископаемые»
Цели деятельности учителя:
– познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.
– разовьют представлений о форме, размерах, цвете предметов;
– научатся различать образцы полезных ископаемых;
– сформируют понятие «полезные ископаемые», освоят знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.
– умеют сотрудничать с учителем и сверстниками;
– нравственно оценивают усвоенное содержание занятия.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Окр. мир 3 кл.ч2. А.А Плешаков. Издательство «Просвещение» 2012г.
Этап, методы и приёмы
Словесн.: слово учителя
– Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.
– Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.
Настраиваться на урок;
Л: формировать положительное отношение к урокам;
Постановка учебных задач и её решение
Словесн.: ответы на вопросы;
формулирование темы и цели урока;
.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)
– Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
– Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
– Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
Отвечать на вопросы;
Определять тему урока;
Ставить цели урока;
Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Решение частных задач
ответы на вопросы;
Практическая работа в группах;
Практический: защита работ;
– А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
– А из чего делают автомобили, самолёты?
– Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента , известняка ; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
– Да, им нужно горючее, которое получают из нефти .
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
– А почему они полезные? (Ответы детей)
– Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
– Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие , рудные (металлические) и нерудные (строительные).
Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.
– Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
– К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ . Всё это разные виды ископаемого топлива.
– А какое значение имеет топливо? (ответы детей)
– При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.
– Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа .
– Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды . Из железной руды – чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
– Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
– Молодцы. Перейдём к третьей группе.
– Как вы думаете, почему они называются строительными?
– Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе ( песок, глина, известняк, торф, уголь).
– А сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств песка, угля)
В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
– Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!
Источники:
https://znanio.ru/media/konspekt-uroka-po-teme-poleznye-iskopaemye3-klass-2498405
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/580693/
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2017/04/24/konspekt-uroka-prezentatsiya-po-okruzhayushchemu-0