Нормативы потерь при добыче полезных ископаемых
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921 “Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения” (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921
“Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения”
С изменениями и дополнениями от:
5 февраля 2007 г., 7 ноября 2008 г., 23 июля 2009 г., 3 февраля 2012 г.
В соответствии со статьей 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2002 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
29 декабря 2001 г.
Правила
утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921)
С изменениями и дополнениями от:
5 февраля 2007 г., 7 ноября 2008 г., 23 июля 2009 г., 3 февраля 2012 г.
1. Настоящие Правила устанавливают порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее именуются – нормативы потерь).
ГАРАНТ:
О перечне материалов, рассматриваемых территориальными органами МПР РФ при установлении нормативов потерь при добыче твердых полезных ископаемых см. письмо МПР РФ от 19 декабря 2002 г. N 19-53/4636
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 пункт 2 настоящих Правил изложен в новой редакции
2. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации “О недрах”.
Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с протоколом согласования проектной документации в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.
ГАРАНТ:
См. Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с расчетом нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче технологически связанных с принятой системой и технологией разработки месторождения и порядком уточнения нормативов потерь при подготовке годовых планов развития горных работ, утвержденные распоряжением МПР РФ от 5 февраля 2003 г. N 42-р
Согласно письму МПР РФ от 12 января 2005 г. N ВС-58-42/39 нормативы потерь твердых полезных ископаемых при добыче, согласованные и утвержденные в установленном порядке, при налогообложении учитываются исходя из периода их действия с 1 января по 31 декабря рассматриваемого года
Согласно письму Госгортехнадзора РФ и МПР РФ от 13, 16 августа 2002 г. NN АС-04-35/472, ПС-19-46/4467 нормативы потерь твердых полезных ископаемых, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки при добыче твердых полезных ископаемых на 2002 г., утвержденные до 1 января 2002 г., повторному утверждению не подлежат
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 в пункт 3 настоящих Правил внесены изменения
3. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ). Для месторождений, срок разработки которых не превышает 5 лет (без учета периода подготовки месторождения к промышленной эксплуатации), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче включаются в состав технического проекта на разработку месторождения на весь период разработки месторождения и впоследствии не уточняются.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном настоящими Правилами.
Нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с письмом, подтверждающим согласование нормативов потерь, в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует Федеральную налоговую службу о выявленных случаях нарушения недропользователями настоящих Правил.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 настоящие Правила дополнены пунктом 3.1
3.1. Решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган принимают на основании заявления недропользователя, к которому прилагаются следующие документы:
а) копии лицензий на право пользования недрами;
б) копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения N 5-гр “Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых”, N 70-тп “Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче”, N 11-шрп “Сведения о потерях угля (сланца) в недрах” и N 2-тп (водхоз) “Сведения об использовании воды” за предыдущий период;
в) копии утвержденных нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод за предыдущий период;
г) копии документов, подтверждающих согласование проектной документации на разработку месторождения, с указанием утвержденных в составе проектной документации нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод;
д) пояснительная записка с обоснованием нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод, включая расчет нормативов потерь по каждой выемочной единице (скважине), вовлекаемой в отработку в планируемом периоде;
е) сводная таблица потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) (план-факт) за текущий год и в планируемый период по выемочным единицам;
ж) графические материалы планов развития горных работ с выделением участков нормируемых потерь для твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных).
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 настоящие Правила дополнены пунктом 3.2
3.2. В случае непредставления недропользователем документа, указанного в подпункте “а” пункта 3.1 настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган самостоятельно запрашивает в Федеральном агентстве по недропользованию указанный документ.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 настоящие Правила дополнены пунктом 3.3
3.3. Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в течение 30 дней со дня их подачи. По результатам рассмотрения указанных заявления и документов принимается решение о согласовании или о мотивированном отказе в согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), которое направляется недропользователю в течение 5 дней со дня его принятия. Основаниями для принятия решения об отказе в согласовании нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод являются:
а) представление документов, предусмотренных подпунктами “б” – “ж” пункта 3.1 настоящих Правил, не в полном объеме, а также недостоверность представленной информации, либо отсутствие лицензии на право пользования недрами у заявителя;
б) неверно произведенные расчеты нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод.
4. При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 в пункт 5 настоящих Правил внесены изменения
5. Нормативы потерь углеводородного сырья рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин (если участок недр предоставлен для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии) и ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации.
Министерство энергетики Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в соответствующее управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации в 10-дневный срок со дня их утверждения.
ГАРАНТ:
См. Административный регламент предоставления Министерством энергетики РФ государственной услуги по утверждению нормативов технологических потерь углеводородного сырья при добыче, транспортировке сырья и продуктов его переработки трубопроводным транспортом, утвержденный приказом Минэнерго России от 4 апреля 2016 г. N 261
6. Для месторождений, которые содержат несколько видов полезных ископаемых, нормативы потерь утверждаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов полезных ископаемых.
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921 “Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения”
Текст постановления опубликован в “Российской газете” от 9 января 2002 г. N 3, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (Часть II) ст. 42
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 23 июля 2009 г. N 605
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 833
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2007 г. N 76
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Нормативные потери полезных ископаемых при добыче
“. 17. Для настоящих Методических указаний под нормативными потерями полезных ископаемых при добыче понимаются фактические потери в пределах устанавливаемых по согласованию с органами Госгортехнадзора России нормативов потерь. В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации “О недрах” стоимость нормативных потерь в налогооблагаемую базу не включается. “
“Методические указания по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами” (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ 10.12.1998 N 76, N РД-07-261-98) (дата введения 01.07.1999)
Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .
Смотреть что такое “Нормативные потери полезных ископаемых при добыче” в других словарях:
НОРМАТИВНЫЕ ПОТЕРИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ — фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 1 ст. 342 НК) … Энциклопедия российского и международного налогообложения
НДПИ — (severance tax) НДПИ это налог на добытые полезные ископаемые, изымаемый с пользователей недр Информация о НДПИ , расчет и порядок уплаты налога в соответствии с налоговой ставкой на определенный вид полезного ископаемого Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ — налоговые платежи, предназначенные для пополнения доходной части бюджета и рационального использования природных ресурсов. К таким платежам относятся: платежи при пользовании недрами; плата за воду, забираемую пром. пр тиями из водохоз. систем;… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Союз Советских Социалистических Республик — Cоветский Cоюз занимает почти 1/6 часть обитаемой суши 22 403,2 тыс. км2. Pасположен в Eвропе (ок. 1/4 терр. страны Eвропейская часть CCCP) и Aзии (св. 3/4 Aзиатская часть CCCP). Hac. 281,7 млн. чел. (на 1 янв. 1987). Cтолица Mосква. CCCP … Геологическая энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
Пенсия — (Pension) Пенсия это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца История возникновения пенсии, пенсии в РФ, пенсия по старости, пенсия по инвалидности,… … Энциклопедия инвестора
Драгоценные металлы — (Precious metals) Драгоценные металлы это редко встречающиеся металлы, которые отличаются блеском, красотой и стойкостью к коррозии История добычи драгоценных металлов, разновидности, свойства, применение, распространение в природе, сплавы… … Энциклопедия инвестора
Китай — Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… … Географическая энциклопедия
ГОСТ Р 51387-99: Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения — Терминология ГОСТ Р 51387 99: Энергосбережение. Нормативно методическое обеспечение. Основные положения оригинал документа: 9 Возобновляемые топливно энергетические ресурсы Возобновляемые ТЭР основаны на использовании возобновляемых источников… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 31607-2012: Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения — Терминология ГОСТ 31607 2012: Энергосбережение. Нормативно методическое обеспечение. Основные положения оригинал документа: 9 Возобновляемые топливно энергетические ресурсы Возобновляемые ТЭР основаны на использовании возобновляемых источников… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Нормативы потерь полезных ископаемых
“Главбух”. Приложение “Учет в производстве”, 2006, N 1
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ нормативные потери при добыче полезных ископаемых облагаются налогом по ставке 0 процентов. И вот здесь-то может возникнуть спор с налоговиками, если они сочтут, что вы необоснованно не уплатили налог с потерь. Далее мы рассмотрим подобную ситуацию на примере Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 октября 2005 г. N Ф04-7097/2005(15628-А46-31).
Подробнее о порядке расчета налога на добычу полезных ископаемых – в статье, опубликованной в журнале “Учет в производстве” N 2, 2005, с. 27.
Суть спора
Общество представило в налоговый орган декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых. По результатам ее проверки налоговая инспекция вынесла решение о привлечении общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа. А также предложило ему уплатить сумму налога на добычу полезных ископаемых и пени. Основание для такого решения – рассчитывая налог, общество использовало нормативы потерь, размер которых установлен не по Правилам утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921 (далее – Постановление N 921).
Однако общество не согласилось с таким решением налоговиков, обратившись с иском в арбитражный суд.
Решение суда
Прежде чем рассматривать выводы суда, сразу скажем: он занял сторону общества.
Как мы сказали в самом начале, нормативные потери при добыче полезных ископаемых облагаются налогом по ставке 0 процентов. Правила утверждения таких нормативов потерь установлены Постановлением N 921.
В соответствии с п. 2 этих Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ. И в составе проектной документации утверждаются МПР России по согласованию с Госгортехнадзором России (так называлось это министерство на момент возникновения спора).
Обязательное согласование нормативов потерь с Госгортехнадзором России предусмотрено также Распоряжением МПР России от 19 апреля 2002 г. N 224-р и Приказом того же министерства от 29 ноября 2002 г. N 783 (они действовали на тот момент). Более того, в п. п. 12 и 13 Регламента, утвержденного Приказом МПР России N 783, указано, что после утверждения нормативов потерь они направляются на согласование в Госгортехнадзор России и только после этого направляются в МНС России.
Суд отметил, что до того, как было утверждено Постановление N 921, применялась Инструкция Госгортехнадзора России от 24 ноября 1999 г. N 85 (действующая по настоящее время). В ней было предусмотрено, что нормативы потерь и уточненные нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются территориальными органами Госгортехнадзора России в составе годовых планов развития горных работ.
В данном случае, чтобы утвердить нормативы потерь песка, общество представило пакет документов в территориальный орган Госгортехнадзора России – Управление Западно-Сибирского округа Госгортехнадзора России. Сделало оно это в порядке, предусмотренном Инструкцией N 85. Управление Западно-Сибирского округа Госгортехнадзора России в свою очередь составило протокол. В данном документе были согласованы нормативы потерь по месторождениям, разрабатываемым обществом, в составе годовых планов развития горных пород.
Затем эти планы общество представило для согласования в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Омской области, которое вынесло экспертное заключение, согласовав представленные нормативы потерь песка.
Суд отметил, что в период обращения общества в ГУПР МПР России по Омской области с необходимой документацией МПР России приостановило свою работу по утверждению нормативов потерь и рекомендовало использовать прежний порядок такого утверждения через территориальные органы Госгортехнадзора России.
Таким образом, общество обоснованно применяло в целях налогообложения утвержденные нормативы потерь песка.
Согласование нормативов в этом году
Сейчас нормативы потерь твердых полезных ископаемых при их добыче утверждает МПР России, согласовывая их с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором).
Причем, как указано в Письме МПР России от 12 января 2005 г. N ВС-58-42/39 “О применении налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых”, эти нормативы устанавливаются в составе годового плана развития горных работ (годовой программы работ). Поэтому срок их действия – с 1 января по 31 декабря рассматриваемого года.
Источники:
https://base.garant.ru/12125276/
https://official.academic.ru/14104/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D1%85_%D0%BF%D1%80%D0%B8_%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%87%D0%B5
https://wiseeconomist.ru/poleznoe/15512-normativy-poter-poleznyx-iskopaemyx