7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Музыка моцарта чем полезна

Дельфис

Последнее обновление

Статьи по теме

Рекомендуемые книги

Страницы старого дневника Г.С.Олькотт
Купить за 350р >>

Лечебник Агни-Йоги. Медицина третьего тысячелетия
Купить за 300р >>

Учение Живой Этики (в 4-х томах). Том 1
Купить за 650р >>

Подписка на рассылки

Оставайтесь с нами

Отзывы наших читателей

Целебные свойства музыки В.А.Моцарта

В последние годы учёные и медики многих стран, в том числе и России, занимаются исследованиями целительных свойств музыки, влияния её на физиологию и психику человека. Стали изучать народные поверья, сказки, легенды, где говорится о чудесных исцелениях от различного рода заболеваний, проводить лабораторные исследования влияния музыки на организм человека, бактерии, вирусы, растения и животных. Современные исследователи подтверждают справедливость веры в целебные свойства музыкальных звуков. Поток энергии, идущий от музыкальных инструментов при исполнении соответствующих произведений, создаёт целительную ауру, очищает пространство и влияет на общее состояние организма. В настоящее время медиков беспокоят последствия, к которым приводит слушание громкой и дисгармоничной музыки, особенно на дискотеках (звон в ушах, ранняя глухота, головная боль, состояние усталости).

К.Э.Циолковской считал, что музыка – это «могучее оружие в руках врача, подобное медикаментам».

Многие композиторы (И.С.Бах, В.А.Моцарт, Ф.Шуберт, Л.Бетховен и другие) целенаправленно сочиняли лечебную музыку. Современные российские учёные установили, что многие произведения П.И.Чайковского, А.Н.Пахмутовой, М.Л.Таривердиева снимают у человека неврозы и раздражительность. В России в последние годы проводятся эксперименты, объективно доказывающие необходимость использования музыкотерапии для лечения и оздоровления людей.

Многочисленные исследования учёных, медиков и психологов всего мира доказывают, что музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756–1791), по сравнению с произведениями других композиторов, оказывает на людей очень сильное оздоровительное воздействие. Более того, музыкальные произведения этого композитора способны творить просто невероятные вещи в плане исцеления людей от большого количества самых разнообразных недугов.

Как доказали европейские учёные, именно музыка Моцарта повышает умственные способности у всех без исключения людей (причём и у тех, кому она нравится, и у тех, кто её не любит). Даже после 5-минутного музыкального сеанса у слушателей заметно увеличивается концентрация внимания (сосредоточенность). Стандартные «IQ-тесты» («коэффициент интеллекта») фиксируют реальное повышение интеллекта у людей после прослушивания музыки Моцарта. Исследования американских учёных показали, что всего лишь 10-минутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает IQ людей в среднем на 8–10 единиц.

Люди, страдающие болезнью Альцгеймера, улучшают свои навыки при регулярном прослушивании сонаты для двух фортепиано до-мажор Моцарта.

Музыка этого композитора оказывает огромное влияние на лечение целого ряда серьёзных болезней, среди которых и эпилепсия. Учёные экспериментальным путём определили, что звуки сонат Моцарта (особенно соната К 448) способны купировать эпилептические припадки (уменьшить количество эпилептических атак).

В одном из экспериментов, проводимых профессором Джоном Дженкинсом (США), больным, страдавшим серьёзными неврологическими заболеваниями, в индивидуальном порядке дали прослушать всего лишь 10-минутный фрагмент одного из музыкальных произведений Моцарта, после чего практически у всех этих людей на какой-то период времени заметно улучшалась способность выполнять тонкие движения рук.

В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку этого австрийского композитора, так как шведские учёные и медики убеждены, что именно она помогла им резко снизить в своей стране раннюю детскую смертность.

По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, музыка Моцарта помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшает речь и слух. Если во время еды ежедневно слушать спокойную музыку Моцарта – исчезнут многие проблемы с пищеварением.

Как отмечают ведущие сурдологи (специалисты по дефектам слуха) и логопеды мира, наличие в музыке Моцарта обилия звуков высокой частоты делают её наиболее целебной среди всей классической музыки. Во-первых, высокочастотные гармонизированные звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга, что способствует улучшению памяти и мышления.

В числе поклонников творчества Моцарта – знаменитый врач-отоларинголог Альфред Томатис (г. Париж, Франция). Одним из его пациентов был юный Жерар Депардье – будущий прославленный французский киноактёр. В ту пору – в середине 60-х годов XX века – молодой и пока никому не известный артист приехал покорять Париж, и у него были бы для этого все шансы, если бы не серьёзные проблемы с речью (сильнейшее заикание) и памятью. А.Томатис в ходе первого же медицинского осмотра Жерара определил, что у него не всё в порядке с правым ухом, и посоветовал ему в ближайшие месяцы ежедневно по 2 часа в день слушать музыку Моцарта. Результат этих самостоятельных сеансов музыкотерапии был просто потрясающим! Жерар Депардье полностью и навсегда избавился и от дефектов правого уха, и от заикания, и от проблем с памятью, что позволило ему стать в будущем великим киноактёром мирового уровня. Сам Ж.Депардье, спустя годы после своего чудесного выздоровления, сказал следующее: «До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершённость моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления».

Всему миру известен хрестоматийный случай, когда музыка Моцарта в буквальном смысле «подарила» человеку жизнь. 78-летний тяжелобольной маршал Ришилье Луи Франсуа де Виньро, будучи уже на смертном одре, за несколько минут до своей очевидной и неизбежной кончины попросил исполнить своё последнее желание – чтобы при нём сыграли его любимый концерт Моцарта. Вскоре после того, как музыка отзвучала, произошло настоящее чудо! Смерть отступила, и маршал пошёл на поправку. У этого человека каким-то неведомым образом быстро вернулись жизненные силы, и в итоге он прожил в полном здравии ещё 14 полноценных лет, дожив до 92-летнего возраста.

В Канаде струнные квартеты из специально нанятых музыкантов играют на городских площадях музыкальные произведения Моцарта, чтобы, как считают авторы этой идеи, упорядочить уличное движение и тем самым снизить количество аварий.

Читать еще:  Озонатор польза или вред

Европейские специалисты доказали, что музыка действует избирательно – в зависимости не только от её характера, но и от инструмента, на котором она исполняется. Например, кларнет хорошо влияет на систему кровообращения, струнные инструменты действуют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, флейта положительно воздействует на лёгкие и бронхи.

Материал подобрала Е.М.Величко

Эффект Моцарта: как музыка влияет на мозг и помогает ли она развивать интеллект

Музыка всегда была чем-то большим, чем развлечение. Еще древние говорили о влиянии созвучий на тело и поведение человека, а сегодня некоторые направления используются для борьбы за социальную справедливость. Интересуется музыкой и современная наука: ученые проводят эксперименты, чтобы выяснить, как она воздействует на мозг и какую пользу может нам принести. «Нож» рассказывает, почему уроки музыки пригодятся каждому и можно ли повысить IQ, слушая классику.

Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?

Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.

Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.

Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.

Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?

Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, считает, что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга. Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты получили и другие ученые. Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.

Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.

Музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.

Это подтверждают несколько экспериментов. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг ради науки вспомнил юность и опыт игры в синти-поп-группе. Он взял ту же сонату Моцарта, что и авторы исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Лад и темп оказались действительно важны. В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов. Воздействие сонаты Моцарта сравнили с эффектом знаменитого Адажио Альбинони, и оказалось, что, хоть это произведение и не назовешь простым, оно не помогало решать задачи лучше.

Соната для двух фортепиано ре мажор Моцарта, воздействие которой изучал Шелленберг

Итак, умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга. Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга.

Так что если вы хотите слушать музыку с пользой для себя, выбирайте любую, лишь бы она нравилась именно вам, и положительный эффект — хорошее настроение — не заставит себя ждать.

Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться

Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.

Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.

Читать еще:  Трава горянка полезные свойства

В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.

Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше.

Как уроки музыки развивают эти способности? Есть несколько версий. Во-первых, игра на инструментах — комплексный процесс, требующий множество навыков. Например, необходимость читать ноты тренирует умение декодировать любые тексты, поэтому нарастить богатый словарный запас становится проще. С другой стороны, родители, которые отправляют детей заниматься музыкой, могут быть в целом сильнее вовлечены в воспитание. Возможно, они больше следят не только за тем, чтобы ребенок регулярно репетировал, но и за тем, как он делает школьные домашние задания или читает. Здесь, конечно, важно не переусердствовать: уроки из-под палки еще никого не сделали счастливым.

Еще один важный момент — мотивация. Ученые недаром работали с детьми, которые не бросили фортепиано или скрипку в течение как минимум трех лет. Вероятно, у них высок и общий уровень мотивации к учебе, они не отказываются от сложных задач при первых трудностях, отсюда и успех.

Похожее исследование проводят ученые из Университета Южной Калифорнии в течение 5 лет. Они наблюдают почти за 70 детьми из небогатых семей, живущих в окрестностях Лос-Анджелеса. Треть участников наблюдений играли в молодежном оркестре, и время от времени всех детей обследовали с помощью МРТ. Ученые обнаружили, что спустя два года занятий структуры мозга «музыкантов» и «немузыкантов» различались. У детей, которые играли в оркестре, активнее развивались зоны, связанные с обработкой звука.

Их мозг работал по-другому и в ситуациях, не связанных с музыкой. Детям предлагали выполнить тест Струпа: им показывали карточки с названиями цветов и оттенков, но при этом цвет надписи и название цвета не совпадали (например, слово «красный» было написано зеленым). Оказалось, что при выполнении задания у оркестрантов нейронная активность выше. Впрочем, дело может быть не только в музыке: подобный эффект наблюдался и у детей, которые активно занимались спортом. Возможно, развитию мозга способствует не столько музыка, сколько наличие хобби и связанной с ним мотивации, вовлеченности в работу команды.

Не только дети: как музыка помогает взрослым?

Итак, тем, кто с детства играл на скрипке, пел в хоре или записывал с одноклассниками рэп, крупно повезло. Но значит ли это, что для взрослых все потеряно? Конечно, нет. Увлечение музыкой не только делает взрослую жизнь ярче, но и защищает мозг от неизбежных возрастных изменений.

Играть или петь полезнее, чем просто слушать. Ученые выяснили, что у тех, кто когда-либо в жизни играл на музыкальных инструментах, в среднем реже развивалась деменция.

Почему так происходит, ученые пока не знают. Возможно, занятия музыкой прокачивают много навыков одновременно — этим иногда объясняют и ее пользу для детей. Есть и другая версия: музыка усиливает способность мозга компенсировать пробелы в работе одних областей с помощью других.

К похожим выводам пришли испанские исследователи. Проанализировав 13 научных работ, они подтвердили: музыкальные занятия действительно помогают сохранять ясность рассудка в зрелом и пожилом возрасте. Они улучшают внимание, способность к рассуждению и скорость обработки информации. При этом у взрослых этот эффект, увы, не накапливается — когда человек перестает играть или петь, все бонусы быстро сходят на нет.

Еще одна сфера, где музыка незаменима, — профилактика бессонницы и других проблем со сном. Прослушивание музыки по вечерам действительно успокаивает и помогает легче засыпать, причем этот эффект накапливается. Какую же музыку лучше слушать перед сном? Тут мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что эффективны только композиции в медленном темпе (около 60 bpm).

Впрочем, судя по опросу, который провели Виктория Уильямсон и ее коллеги, засыпать помогает самая разная музыка. 650 респондентов назвали 545 исполнителей в 14 разных жанрах, которых чаще всего слушают, чтобы расслабиться и уснуть. Чаще всего опрошенные упоминали произведения Иоганна Себастьяна Баха, а второе место занял Эд Ширан, обогнав Моцарта. Главное, чтобы композиция не вызывала ярких воспоминаний: слушать перед сном «вашу песню» вскоре после расставания — явно не лучший выбор.

Это далеко не все доводы, говорящие о пользе музыки в любом возрасте. Мы не упомянули, например, о музыкотерапии, эффективно помогающей людям с различными заболеваниями. На протяжении тысячелетий не меняется главное: ритм и мелодия по-прежнему способны воздействовать на нас. Слушайте, играйте и пойте песни, которые вам нравятся, ведь это один из самых приятных способов позаботиться о себе в будущем.

Целебные свойства музыки В. А. Моцарта. «Эффект Моцарта»

Дата публикации: 09.02.2019 2019-02-09

Статья просмотрена: 642 раза

Библиографическое описание:

Лобанова К. А. Целебные свойства музыки В. А. Моцарта. «Эффект Моцарта» // Молодой ученый. — 2019. — №6. — С. 52-53. — URL https://moluch.ru/archive/244/56430/ (дата обращения: 13.02.2020).

Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Мелодии и звуки сопровождают человека с момента рождения до самой смерти, вызывают положительные или отрицательные эмоции, влияют на деятельность нашего мозга. На сегодняшний день теория благотворного влияния музыки и звуковых волн на организм человека, его эмоциональное и психическое состояние набирает все большую популярность. Учеными многих стран мира проводились исследования по изучению частот композиций Баха, Шопена, Вивальди, и, в том числе, Моцарта. Оказалось, что произведения композиторов кроме Моцарта активировали только одну область мозга, отвечающую за слух или эмоции, а работы Вольфганга Амадея Моцарта возбуждали нейроны практически всей коры головного мозга. Это послужило идеей для создания «оздоровительных циклов музыки», поиска возможностей лечения разнообразных недугов музыкальной терапией. В результате многочисленных исследований было открыто целебное действие музыки на психическое и физическое состояние людей, которое ученые прозвали «эффект Моцарта».

Ключевые слова: «эффект Моцарта», активация центров коры головного мозга, оздоровительная сила, смена частот, композитор, ритм, резонанс, звуковые волны.

Оздоровительная сила музыки Моцарта обрела свою мощь во время тщательных и глубоких исследований частот композиций в Калифорнийском университете в начале 1990-х годов. В результате этих исследований удалось выяснить, что музыка великого композитора испускает очень высокие звуковые волны, входящие в промежуток от 3000 до 8000 Гц. Удивительно, что смена звуковых частот с минимального уровня на максимальный происходит в течение 30 секунд. Этот показатель смены ритма является близким к скорости изменения импульсов в нервной системе человека. Мелодия провоцирует возбуждение нейронов коры мозга, звуковые волны достигают нужной частоты и, с помощью этого, создаются условия для возникновения резонанса, а затем своеобразной «энергетической зарядки» организма.

Читать еще:  Полезно ли пить боржоми

Одним из известных исследователей «эффекта Моцарта» являлся знаменитый врач-отоларинголог Альфред Томатис, который смог помочь известному киноактеру Жерару Депардье избавиться в юношеском возрасте от заикания и проблем с памятью. Это было осуществлено с помощью прослушивания музыки Моцарта около 3-х часов ежедневно. Альфред Томатис говорил следующее о целебной силе композиций: «Мощь Моцарта недоступна другим. Его музыка раскрепощает душу. Целебные свойства ее таковы, что делают Моцарта самым великим среди великих композиторов» [2, С.10] Ведь, действительно, композиции Моцарта помогают раскрыть природный творческий потенциал детей, привить подрастающему поколению внимательность, усидчивость, улучшить способность к обучению, снизить восприимчивость организма к стрессам. Доказано благотворное влияние музыкальных композиций на плод в утробе матери и на детей в раннем возрасте. Наблюдатели за экспериментами стали свидетелями того, как быстро меняются дети, исчезают их проблемы с речью, обучением, управлением собственным телом. Некоторые родители и члены семей называют это «Чудо метода Томатиса и Моцарта», эффект которого напоминает поворот ключа в замке — появляется основа для развития способностей ребенка и возможность максимально использовать его или ее потенциал [3, С.25]

Для того, чтобы проследить собственными глазами «волшебное» влияние музыки Моцарта на способность студентов к обучению, на изменение настроения, устойчивости к стрессу, мною был проведен эксперимент, длящийся в течение 14 дней. Для этого было создано 2 группы, в каждой из которых состояло 15 добровольцев. Перед началом эксперимента всем участникам было предложено 5 заданий на логическое мышление. Из 30 человек смогли решить правильно 1 задание — 2 участника, 2 задания — 11 испытуемых, 3 задания- 8 человек, 4 задания- 5 человек, все задания- 4 человека.

Участники 1 группы, по правилам эксперимента, первые 7 суток в течение 3 часов слушали тяжелую рок-музыку, затем, с 8 по 14 сутки этот музыкальный жанр был сменен на классическую музыку. Для проведения эксперимента были выбраны следующие произведения: «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Соната для двух фортепьяно до мажор», «Соната для фортепьяно № 11 ля мажор». Уже на четвертые сутки испытуемые заметили снижение работоспособности, ухудшение настроения, качества сна. Затем, при смене жанра было зафиксировано увеличение концентрации и внимания, улучшение слуха и речи, испытуемые проявляли творческое мышление и своеобразный подход к решению заданий в повседневной учебной деятельности.

Участникам 2 группы было предложено отказаться от повседневно прослушиваемой музыки и сразу перейти на прослушивание классических композиций В. А. Моцарта в течение 3 часов в день. Уже на 3-й день проведения эксперимента 8 из 15 человек отметили улучшения самочувствия, избавление от душевных переживаний, улучшение памяти и мышления. Примерно с 10 дня прослушивания композиций около половины испытуемых смогли избавиться от частых головных болей. В середине 14 дня эксперимент с картами заданий был повторен. После анализа работ было зафиксировано увеличение числа правильных ответов: в 1 группе на 27 %, во 2 группе — на 46 %.

Из проведенных исследований можно сделать вывод о том, что «эффект Моцарта» раскрывает свою силу в течение более длительного времени, что было замечено из сравнения результатов 1 группы (прослушивание музыки Моцарта в течение 7 дней) и 2 группы (прослушивание 14 дней). Так же было доказано, что звуковые частоты влияли на всех участников эксперимента, независимо от того, нравилась ли классическая музыка какому-либо участнику или нет.

Научные исследования подтверждают, что у каждого вида музыки свой целительный потенциал, и каждая болезнь имеет музыкальную проблему [1, С.43]. В течение многих лет ученые находятся в поиске возможности применения музыкальной терапии в лечении ряда заболеваний. На сегодняшний день уже доказано благотворное влияние классической музыки и, в том числе композиций В. А. Моцарта, на дыхание, сердечный ритм, кровяное давление, температуру тела, повышение уровня эндорфина, выделение гормонов, снижающих стресс, улучшение памяти и образного мышления [3, С.31]. Известны и случаи, когда музыкальная терапия помогала при остановке сердца, эпилептических припадках. До сих пор ученые спорят о природе этого явления, но не находят точного ответа. Возможно, он будет найден в ближайшем будущем после проведения ряда дополнительных исследований в различных областях науки.

  1. Кэмпбелл Дон Дж. Эффект Моцарта. Мелодии лечат! // ООО «Попурри» 1999г. С. 40–67
  2. Томатис А. Почему Моцарт? 1991г. С. 8–19
  3. Томатис А. Проблемы с успеваемостью 1988г. С. 23–35.

Источники:

https://www.delphis.ru/journal/article/tselebnye-svoistva-muzyki-vamotsarta
https://knife.media/brain-music/
https://moluch.ru/archive/244/56430/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]