0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экспертиза запасов полезных ископаемых

Содержание

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

В соответствии со статьей 29 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением предоставления участков недр местного значения для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.

Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр.

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Плата за проведение указанной экспертизы поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр местного значения.

Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации.

Нормативная база :

1. Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 N 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение»

2. Приказ Роснедр от 22.02.2005 N 185 «О возложении полномочий по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр на Государственное учреждение «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых»

На территории Северо-Западного федерального округа расположены 2 филиала ФБУ «ГКЗ» (http://gkz-rf.ru/):

1. Тимано-Печорский филиал ФБУ «ГКЗ» (г. Сыктывкар)

— осуществляет свою деятельность на территории следующих субъектов Российской Федерации: Республики Коми, Архангельской области, Ненецкого автономного округа.

Почтовый адрес: 167982, г. Сыктывкар, ул.Интернациональная 157

Тел: 8 (8212) 21-44-92

Директор филиала – Хабаров Анатолий Борисович

2. Санкт-Петербургский филиал ФБУ «ГКЗ» (г. Санкт-Петербург)

— распространяет свои полномочия по проведению государственной экспертизы запасов твердых полезных ископаемых, запасов подземных вод, геологической информации об участках недр, предоставляемых в использование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории следующих субъектов Российской Федерации: Республики Карелии, Вологодской области, Калининградской области, Ленинградской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга.

Почтовый адрес: 199155, г.Санкт-Петербург, ул.Одоевского 24, корп.1

Тел: (812) 351-88-25

Директор филиала – Ткаченко Максим Александрович

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых в системе рационального использования недр Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Подтуркин Ю.А.

Важнейшей задачей органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования является создание условий для рационального использования недр. Основополагающую роль в ее решении играет экспертиза недропользования. Обеспечение эффективного проведения экспертизы требует постоянного ее совершенствования применительно к рыночным условиям с использованием международных критериев в части подсчета и оценки запасов, а также составления проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Подтуркин Ю.А.

Текст научной работы на тему «Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых в системе рационального использования недр»

Ю.А.ПОД ГУРКИН, канд. экон. наук, генеральный директор, gkz(agkz-rf.ru Федеральное государственное учреждение «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых», Москва

Читать еще:  Получение патента на полезную модель

Yu.A.PODTURKIN. PhD in econ. sc., General director, pkz(a)gkz-rf.ru Federal official body «The state commission on stocks of minerals», Moscow

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В СИСТЕМЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДР

Важнейшей задачей органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования является создание условий для рационального использования недр. Основополагающую роль в ее решении играет экспертиза недропользования. Обеспечение эффективного проведения экспертизы требует постоянного ее совершенствования применительно к рыночным условиям с использованием международных критериев в части подсчета и оценки запасов, а также составления проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых.

Ключевые слова: функции и задачи Федерального агентства по недропользованию; этапы экспертизы; методика, техника и обоснованность объемов ГГР, подсчета запасов; обоснованности систем разработки, программы НИР.

STATE EXAMINATION OF MINERAL RESERVES IN THE SYSTEM OF WISE UTILIZATION OF THE EARTH’S INTERIOR

The major problem of bodies of the government in sphere of regulation of attitudes protection of reserves creation of conditions for rational use of resources. The basic role in its decision is played with examination protection of reserves. Maintenance of effective carrying out of examination demands its constant perfection with reference to market conditions with use of the international criteria regarding both calculation and an estimation of stocks, and drawing up design and the engineering specifications on development of mineral deposits.

Key words: functions and tasks of Federal Agency on utilization of the Earth’s interior; stages of examination; methods, techniques and feasibility study of volumes of works, calculation of reserves; substantiation of mining systems, programmes of researches in mineral deposit mining.

В реализации механизма контроля недропользования и создании условий рационального использования недр основополагающую роль играет экспертиза, которая является одной из важнейших функций Федерального агентства по недропользованию. Реализация этих функций осуществляется через Федеральное государственное учреждение «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ «ГКЗ») и 188 —

Центральную комиссию по разработке запасов полезных ископаемых (ЦКР)

Сегодня перед ФГУ «ГКЗ» стоят следующие задачи: обеспечение достоверности вносимых ежегодных изменений в государственный баланс в результате геологоразведочных работ (ГТР), переоценки, открытия новых месторождений полезных ископаемых (МПИ), государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, ТЭО

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.185

КИН, газового конденсата, кондиций на минеральное сырье. Основные организационные задачи включают: объективную оценку подготовленности месторождений к промышленному освоению, внесению изменений в отчетность по запасам, т.е. в государственный баланс; проведение предварительного рассмотрения проектной и технической документации на разработку МПИ, рассмотрение уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых (ТПИ) при подготовке годовых планов развития горных работ; рассмотрение материалов по обоснованию отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным и утверждение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся в отвалах, отходах, во вскрышных, вмещающих породах.

Усилия ФГУ «ГКЗ» направлены на обеспечение на стадии проектных решений полноты извлечения из недр полезных ископаемых, исключения выборочной отработки МПИ, достижение эффективной переработки минерального сырья.

Экспертиза проводится в несколько этапов с участием высокопрофессиональных специалистов (геологов, горняков, геофизиков, экономистов и т.д.), затрагивающих весь спектр вопросов по экспертируемому объекту (месторождению).

При проведении экспертизы МПИ особое внимание уделяется следующим основным вопросам: правильность применяемой методики, техники и обоснованность объемов ГГР; обоснованность рекомендуемых граничных параметров для подсчета запасов; обоснованность мероприятий по обезвреживанию отходов производства; обоснованность принятого метода подсчета запасов и правильность техники его выполнения, выбор геолого-технологической модели МПИ и использование программ моделирования, обоснованность системы разработки; обоснованность внедрения различных технологий, повышающих эффективность освоения МПИ, полнота и комплексность использования природных ресурсов; обоснованность потерь полезных ископаемых в недрах; программы исследовательских работ

по контролю за разработкой МПИ и программам доизучения МПИ.

Важным является то, что проведение экспертизы способствует росту определенного прогресса в использовании при проектировании и промышленном внедрении новых научно-технических решений, а именно на примере углеводородного сырья (УВС): при разработке пластов с низкими фильтрационными характеристиками широкое применение находит гидравлический разрыв пласта; в соответствующих условиях применение систем разработки месторождений горизонтальными и разветвленно-горизон-тальными скважинами становится нормой; растут объемы бурения горизонтальных скважин и боковых горизонтальных стволов в «старых» скважинах месторождений, находящихся в поздней и завершающей стадиях разработки, что позволяет вовлекать в разработку ранее невырабатываемые пласты, пропластки и тупиковые зоны; применение специальных технологий, таких как равновесные промывочные буровые системы, глубоко проникающая перфорация и др., повышающих охват пластов выработкой, расширяются опытно-промышленные работы по полимерному заводнению, позволяющему в необходимых случаях снижать подвижность вытесняющей жидкости, увеличивать охват пластов вытеснением.

Благодаря требованиям экспертизы новые и применявшиеся эффективные технологические решения все чаще становятся основой технологических проектов разработки месторождений.

В качестве примера можно привести тот факт, что в 2008 г. при рассмотрении проектных технологических документов по месторождениям нефти в результате улучшения систем разработки, внедрения новых методов увеличения нефтеотдачи пластов, применения новой техники и технологии обеспечен прирост извлекаемых запасов нефти в объеме 110 млн т

По твердым полезным ископаемым в 2008 г. по результатам рассмотрения проектной документации по ряду месторождений были снижены проектные потери. В целом срок погашения уменьшения потерь ба-

лансовых запасов за счет снижения заявленных недроползователями проектных нормативов потерь составит более 17млнт угля, 31 млн т железной руды, 107тыс.т цветных и 150 т благородных металлов.

Читать еще:  Чем книги полезны для человека

Сегодня в целях повышения эффективности недропользования нами активно проводятся работы по совершенствованию нормативно-методической базы, в частности, важно отметить работу над новой классификацией УВС

Ввод в действие этой классификации планировался с 1 января 2009 г., однако из-за необходимости доработки отдельных положений классификации и методических рекомендаций по ее применению, ввод был перенесен приказом Минприроды на 2012 г

В настоящее время ведутся работы по совершенствованию экономической и геологической составляющих классификации в двух направлениях; внесение изменений в существующую редакцию и подготовка альтернативного варианта классификации.

Помимо совершенствования нормативной базы, ФГУ «ГКЗ» стремится к профессиональному росту специалистов и экспертов, их объединению, повышению уровня представляемых на экспертизу материалов и качества проводимой экспертизы. Для достижения поставленной цели в 2007 г проведена организационная работа по созданию Общества экспертов России по недропользованию (ОЭРН).

Общество является общественной организацией, основанной на принципах, аналогичных признанным крупнейшими международными ассоциациями в области недропользования, таких как вРЕ, СМЯЗСО и др.

Задачи ОЭРН сводятся к обобщению опыта и наилучшей практики в области геолого-экономической оценки и аудита запасов и ресурсов полезных ископаемых, соз-

данию и совершенствованию единых правил, требований и отраслевых стандартов, повышению квалификации и подготовке новых специалистов-экспертов в области рационального недропользования, созданию прозрачности и независимости экспертизы. Общество является членом ЕФГ с правом аккредитации российских специалистов как «Геологов Европейского класса».

В целях развития экспертизы и ее нормативно-методической базы ФГУ «ГКЗ» осуществляет сотрудничество с организациями, сфера деятельности которых аналогична нашей сфере деятельности. Это участие в деятельности специальной группы экспертов, созданной при Европейской экономической комиссии ООН; участие в работе Европейской федерации геологов, взаимодействие с профессионально-ориентированными организациями, такими как Общество инженеров-нефтяников (8РЕ) Комитетом по международным стандартам отчетности о запасах ТПИ (СЮИ-БСО), с представителями аудиторских компаний (в частности, «Миллер энд Ленц»),

Проведение экспертизы недропользования осуществляется в целях обеспечения объективной количественной и качественной оценки минерального сырья по всей территории России применительно к рыночным условиям с использованием международных критериев для подсчета и оценки запасов и составления проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых. Также следует отметить неоценимую роль, которую экспертиза недропользования играет в управлении минерально-сырьевым комплексом страны, его рациональном использовании и охране недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов Российской Федерации.

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.185

О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение

Утверждено постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 69 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2006 N 460, от 22.01.2007 N 37, от 22.04.2009 N 351)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (далее — государственная экспертиза), размер и порядок взимания платы за ее проведение.

2. Государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, государственного учета запасов полезных ископаемых и участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, оценки достоверности информации о количестве и качестве разведанных запасов полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.

3. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

4. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.

Предоставление участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации о таких участках недр.

5. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный учет осуществляется на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых.

6. Государственная экспертиза осуществляется на платной основе за счет пользователей недр.

II. Объекты государственной экспертизы

7. Объектами государственной экспертизы являются запасы полезных ископаемых, геологическая, экономическая и экологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

8. Государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов (далее — материалы) по:

а) подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых;

б) технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата;

в) оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов;

г) геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений для хранения нефти и газа, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов, сброса сточных вод и иных нужд, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;

Читать еще:  Чем полезна женщине сперма

д) подсчету запасов полезных ископаемых выявленных месторождений полезных ископаемых.

9. Требования к составу и правилам оформления материалов определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

III. Организация проведения государственной экспертизы

(за исключением участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2006 N 460)

10. Для проведения государственной экспертизы заявитель направляет в адрес Федерального агентства по недропользованию:

— материалы, подготовленные в соответствии с требованиями, определяемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в 4 экземплярах на бумажном носителе и в 1 — на электронном носителе;

— документы, подтверждающие оплату государственной экспертизы в размере, установленном в соответствии с разделом V настоящего Положения.

11. Проведение государственной экспертизы осуществляется государственным учреждением, уполномоченным Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее — уполномоченное учреждение).

12. Представленные материалы регистрируются Федеральным агентством по недропользованию, которое в течение 3 дней с даты регистрации проверяет их комплектность и направляет комплектные материалы для проведения государственной экспертизы в уполномоченное учреждение. Некомплектные материалы возвращаются заявителю.

13. С целью проведения государственной экспертизы уполномоченное учреждение создает экспертную комиссию. Состав экспертной комиссии формируется из внештатных экспертов и штатных работников уполномоченного учреждения. Количество штатных работников уполномоченного учреждения в составе экспертной комиссии не может превышать 30 процентов от общего числа ее членов.

Количество привлекаемых внештатных экспертов обуславливается сложностью рассматриваемых материалов.

Оплата труда внештатных экспертов осуществляется уполномоченным учреждением на договорной основе за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых в установленном порядке на обеспечение его деятельности.

Срок проведения государственной экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных материалов, но не должен превышать 90 дней.

В случае необходимости уполномоченное учреждение вправе запросить дополнительную информацию, уточняющую материалы, представленные заявителем. При этом срок проведения государственной экспертизы может быть продлен, но не более чем на 60 дней.

14. Результаты государственной экспертизы излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии и в течение 5 дней с даты подписания утверждается Федеральным агентством по недропользованию.

15. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением государственной экспертизы, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется отдельным документом, содержащим его обоснование.

16. Заключение государственной экспертизы должно содержать выводы:

о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения;

о геологической, технологической и экономической обоснованности предельных значений кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, обеспечивающих наиболее полную и рациональную отработку (выработку) запасов месторождений при соблюдении экологических требований;

об обоснованности переоценки запасов полезных ископаемых по результатам геологического изучения, разработки месторождений или в связи с изменением рыночной конъюнктуры;

об обоснованности постановки на государственный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с государственного баланса, а также внесения в этот баланс изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов;

о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;

иные выводы и рекомендации.

В случае если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, то заключение государственной экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки материалов.

17. Заключение государственной экспертизы в течение 5 дней с даты его утверждения Федеральным агентством по недропользованию направляется заявителю.

IV. Организация проведения государственной экспертизы

в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. См.текст раздела IV на сайте: http://base.garant.ru/12138835/

V. Размер и порядок взимания платы за проведение государственной экспертизы

26. За проведение государственной экспертизы устанавливается плата в размере согласно приложению N 1.

Категории месторождений по величине (объемам) запасов полезных ископаемых для определения размера платы за проведение государственной экспертизы устанавливаются согласно приложению N 2.

26.1. За проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых комплексного месторождения плата определяется по полезному ископаемому, объем запасов которого в данном месторождении является наибольшим.

27. Плата за проведение государственной экспертизы производится пользователями недр перед представлением материалов и поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Размер платы
за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр

Источники:

http://szfo.rosnedra.gov.ru/page/357.html?mm=622&ml=583
http://cyberleninka.ru/article/n/16877480
http://zolotodb.ru/article/10300

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector