Что такое полезные ископаемые 3 класс
Что такое полезные ископаемые 3 класс
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
В мире существует много полезных ископаемых. Рассмотри свойства некоторых из них.
Свойства полезных ископаемых
Природный газ – это смесь нескольких газов, образовавшаяся в глубинах земли из-за разложения осадочных органических пород Чистый природный газ не имеет цвета и запаха.
Нефть — горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.
Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера, которое имеет в своем составе соединения железа, накопленные в таком объеме, которого достаточно для экономически выгодного его извлечения. Конечно, железо есть в составе всех горных пород. Но железными рудами называют именно те железистые соединения, которые настолько богаты этим веществом, что позволяют промышленную добычу металлического железа. Используют для изготовления чугуна, который является одним из основных сырьевых ресурсов для изготовления стали.
Гранит (итал. granito, — зерно) —Состоит из кварца, калиевого полевого шпата и слюд. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре.
Торф – горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот.
Каменный уголь. Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.
Известняк — осадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.
Глина — представляет собой смесь минеральных материалов, являющихся продуктами распада различных горных пород. Это камень, потертый временем и внешним влиянием до состояния порошка. Последняя стадия эволюции камня. Глина является основой гончарного, кирпичного производства. Глина есть повсюду.
Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.
Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.
Карьер – это открытый котлован с полезными ископаемыми.
Шахты – это глубокие колодцы в которых добывают полезные ископаемые..
Нефть – из неё делают бензин
Газ – с его помощью готовяд обед
Глина – из неё делают кирпичи
Руда – из неё выплавляют сталь
Песок – с ним играют дети
Гранит – из него делают памятники.
Торф – его добывают в болотах
Уголь – его добывают в шахтах
Соль – её добавляют в суп
Известняк – из него делают известь
Полезные ископаемые являются бесценным кладом нашей Земли. Очень важно их беречь и охранять. Ведь запасы полезных ископаемых на нашей планете не бесконечны. Нужно правильно и бережно их использовать.
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме “Полезные ископаемые”
Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Образовательная:
- Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
- Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
- Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающая задача:
- Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
- Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательная:
- Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
- Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
- Воспитывать толерантности.
Тип урока: предметный
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.
Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.
1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.
– Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
2 этап. Мотивация и целеполагание.
– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (слайд 4).
– Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?
(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)
– Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).
– Для чего нам необходимо это знать?
– Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).
3 этап. Планирования поиска способа решения.
-Вы посажены в группы по 5 человек.
– Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).
4 этап. Реализация плана.
– Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд6).
– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.
(“Полезные ископаемые” – природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).
– Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).
– Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.
Свойства полезных ископаемых.
Нефть (слайд9). Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).
Исследовать по плану (слайд11).
План изучения свойств каменного угля.
1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?
2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?
3. Проведите ногтем по породе.
- Если остался след – то порода мягкая;
- Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
- Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.
5. Где используют и на основании какого свойства?
– Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.
План изучения свойств гранита (слайд12).
1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?
2. Определите легче или тяжелее воды?
3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.
4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?
Вывод по таблице о граните.
– Давайте сравним по таблице уголь и гранит.
– Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.
– Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)
5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)
– Как вы думаете, кто такие геологи?
– Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.
У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.
Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).
Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.
Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.
Карьер – это открытый котлован.
Шахты – это глубокие колодцы.
(Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).
– Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).
Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?
Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).
6 этап. Бережное использование.
– Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
– Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
7 этап. Вывод (слайд 28,29).
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?
8 этап. Рефлексия (слайд 30).
– Какие задачи ставили в начале урока?
– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
-Что помогло нам в работе?
– Какие открытия для себя сделали?
9этап. Оценивание работы.
Оценка в группе.
1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)
– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.
– Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.
– Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.
Приложение к уроку. Конверты.
Задание группе 1.Каменный уголь.
Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.
Карьер – это открытый котлован.
Шахта – это глубокий колодец.
Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.
Задание группе 2.Нефть.
Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.
Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.
Задание группе 3. Железная руда.
С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.
Задание группе 4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.
Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.
Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.
Доклад “Полезные ископаемые” 3 класс Окружающий мир – что писать?
Как написать доклад на тему “Полезные ископаемые” для 3 класса по предмету Окружающий мир?
Доклад полезные ископаемые 3 класс, что писать?
Сообщение полезные ископаемые 3 класс, где найти?
Доклад (который можно назвать и сообщением) “Полезные ископаемые”:
Когда мы говорим о полезных ископаемых, то имеем в виду органические и минеральные образования в земной коре, состав которых позволяет человеку использовать их в производстве, например, в качестве топлива или сырья. Полезные ископаемые можно разделить на жидкие, газообразные и твёрдые.
Месторождением полезных ископаемых называют район их скопления. Горные инженеры занимаются разработками, думают, как их лучше добыть.
Виды полезных ископаемых:
Характеристики некоторых видов полезных ископаемых:
- Алмаз — из всех минералов это, наверное, самый твёрдый. Чистый углерод – по своему составу. Чаще всего алмазы бесцветные, реже разноцветные. Обработанный (ограненный) алмаз – это бриллиант, его вес измеряется в каратах. Алмазы используют в ювелирном искусстве, делая из них украшения, а также в промышленности. Удивительная твёрдость алмаза позволяет резать, гравировать и шлифовать другие твёрдые материалы.
- Драгоценные камни (самоцветы) — яшма, малахит, горный хрусталь, изумруд, аметист, жемчуг, кораллы и так далее. Они различны по твёрдости, окраске и происхождению. В основном их применяют в ювелирном мастерстве и реже – в технических целях.
- Золото — метал жёлтого цвета, мягкий в ковке, но тяжёлый по весу, не окисляется в воздухе. Встречается в природе в виде самородков и россыпи (крупинки освобождаются и уносятся в реки, в воду). Золото – драгоценный металл. Применяется в точных приборах и при изготовлении дорогих украшений.
- Каменный уголь — горная твёрдая порода, она чёрного цвета, иногда с металлическим блеском. Уголь – важный вид топлива. А также его используют в металлургии, в химической промышленности. Залегать он может пластом в несколько десятков метров.
- Нефть — жидкость, как правило, тёмная, маслянистая, горючая. Из нефти делают топливо, такое как: керосин, бензин, а также смазочные масла, парафин. Нефть – сырьё для химической промышленности.
- Природный газ — из-за того, что газ способен гореть, и залежи его могут быть в сотни миллиардов кубометров, он считается самым удобным и дешёвым топливом.
- Торф — масса темно-бурого цвета. Образуется в зарастающих водоёмах и болотах. Его состав – это полуразложившиеся растения. Его используют как дешёвое топливо, удобрение для полей.
- Калийные соли — состоящая из минералов осадочная порода. Используются в качестве удобрений в сельском хозяйстве.
- Железные руды — содержащие железо минеральные скопления. В составе их не только железо, но и различные примеси – такие как кобальт, никель, марганцевый хром. А также вредные примеси: мышьяк, фосфор, сера. Красный железняк, бурый железняк, магнитный железняк – главные железные руды.
- Медные руды — минеральные скопления, в которых есть медь. Медь применяют в машиностроении и электропромышленност и. А также широко используют для различных сплавов в бытовой промышленности. Иногда – в украшениях.
- Постоянно растёт потребность в полезных ископаемых, но они исчерпаемые, поэтому учёные призывают к тому, чтобы расходовать их экономно.
Источники:
https://okrugmir.ru/class3/class3_4.php
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/580693/
https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3182494-doklad-poleznye-iskopaemye-3-klass-okruzhajuschij-mir-chto-pisat.html